Технологии

ТехнологииГолливудское качество: как снимают фильмы-катастрофы у них и у нас

Подробнее о спецэффектах в самых известных картинах жанра

Российский кинозритель взбудоражен голливудским качеством отечественного кинофильма ЭКИПАЖ. Фильм Николая Лебедева производит большое впечатление уровнем постановки и накалом художественной правды. Без всяких скидок это большой проект мирового уровня с сильной аттракционной составляющей. Мы решили вспомнить пять голливудских фильмов-катастроф нулевых, среди которых наш не затеряется.

ПОСЕЙДОН (1972/2006)

Фильм Вольфганга Петерсена (ТРОЯ. САМОЛЕТ ПРЕЗИДЕНТА ) является ремейком картины 1972 года. По сюжету трансатлантический лайнер терпит крушение в открытом океане. Гигантская волна цунами переворачивает огромный корабль, словно игрушку в ванне. Оригинальная картина снималась как с использованием миниатюры размером 1:48, так и на борту настоящего лайнера «Королева Мария». В сцене крушения зрителю показывают модель. Миниатюра, обошедшаяся в $35 000, переворачивалась в съемочном бассейне при помощи подводного механизма и девяти тонн воды. В нужный момент сливные баки опрокидывались, и обрушивающаяся стена воды поднимала волну.

Ремейк вышел на мировые экраны спустя тридцать четыре года. В сцене крушения фигурирует уже не физическая, а компьютерная модель судна и водная симуляция. Волна создавалась в пакете Flowline. На сегодняшний день это один из самых сильных программных инструментов для симуляциий на рынке, который отлично себя зарекомендовал в таких блокбастерах, как 2012. ЖЕЛЕЗНЫЙ ЧЕЛОВЕК 3 и БЭТМЕН ПРОТИВ СУПЕРМЕНА. Кадры внутри лайнера и в оригинале, и в ремейке снимались на площадке, где были выстроены декорации зала для торжеств. В обоих случаях декорации размещались на платформе, оснащенной механизмом для подъема и наклона под углом 45 градусов. Вот только на проекте Петерсена механизированная платформа оснащалась гидравликой и управлялась оператором с компьютера. О подобном техники 70-х могли только мечтать. Помимо этого, цифровые технологии поспособствовали включению в кадры трюков, которые каскадеры были не в состоянии исполнить на площадке. Именно поэтому кадры крушения в опусе Петерсена смотрятся гораздо зрелищнее, опаснее и достовернее. Тем не менее «Оскар» за эффекты получил оригинальный фильм, а не ремейк, удостоившийся только номинации. Помимо этого, в кинопрокате выплыл опять же оригинал, а не обновленный вариант, пошедший ко дну сразу после релиза.

Голливудский кинорежиссер Роланд Эммерих вывел жанр кинокатастрофы на новый уровень. Он и Майкл Бэй – два самых разрушающих режиссера. Они обожают взрывать и ломать все, что только попадает в кадр. Но в блокбастере 2012 Эммерих пошел еще дальше. От разрушения всемирно известных зданий, он перешел к уничтожению целых городов. В 2012 под раздачу попали Лос-Анджелес, Лас-Вегас и Вашингтон. Американские мегаполисы рушились усилиями сотен специалистов по компьютерной графике. Трехмерщики имитировали динамику твердых тел и их разбиение на части, симулировали огонь и дым.

Подавляющее большинство этих кадров были сгенерированы на компьютере. Актеров снимали исключительно для средних и крупных планов в студийном павильоне на синем хромакейном фоне в минимальных декорациях. Например, для сцены в супермаркете, когда толчки землетрясения раскалывают магазин надвое, актеров разместили на подвижные платформы в синем павильоне. В определенный момент механизм раздвигал платформы и со стеллажей, размещенных рядом, начинали падать продукты и коробки. Недостающие части интерьера магазина достроили на компьютере, как и глубокую расщелину. Невероятно зрелищный опус Роланда Эммериха пришелся по вкусу аудитории, картина заработала в мировом кинопрокате более $700 млн. Превзойти это достижение как по финансовой, так и по зрелищной части Эммерих попытается этим летом, когда на экраны выйдет ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ: ВОЗРОЖДЕНИЕ. В сиквеле популярной картины 90-х Эммерих не просто разрушает города, а переворачивает их вверх тормашками.

ЭКИПАЖ (2012)

В оригинале фильм Роберта Земекиса носит имя ПОЛЕТ. но локализаторы и прокатчик дали ему название, более знакомое отечественному зрителю. Картина скорее драма, чем фильм-катастрофа, но крушение самолета сделано настолько убедительно и играет столь важную роль в построении сюжета, что мы не могли не включить этот проект в наш обзор. Визуальными эффектами занималась небольшая студия Atomic action.

Подход в работе был схож с нашим одноименным фильмом, о котором речь пойдет ниже. Самолет переднего плана был настоящим, но в воздух поднимались компьютерные модели лайнеров. Помимо этого, все самолеты на заднем плане, как и здание аэропорта, моделировались в графике. Для сцены крушения были построены кабина и декорация салона, которые разместили на трех разновидностях гидравлических кардановых подвесов. Один из них мог вращаться на 180 градусов. Средствами же графики и анимации создавались кадры, демонстрирующие лайнер снаружи в момент совершения им «бочки». Кадры внутри салона и кабины – это декорация на кардановом подвесе с компьютерным пейзажем за окнами.

Высокобюджетный фильм-катастрофа с Дуэйном Джонсоном в главной роли предлагает тот же набор аттракционов, что и 2012 Роланда Эммериха. Удивительно, что этот проект снял не он, а Брэд Пейтон (ПУТЕШЕСТВИЕ 2: Таинственный Остров ). В картине полно зрелищных сцен, которые генерировались в графике, но мы расскажем об эпизоде, требовавшем комбинированного подхода.

В самом начале фильма герой картины спасает на вертолете девушку, угодившую с машиной в расщелину. Вертушка и автомобиль в кадре были настоящими. Вот только вертолет зависал без вращающихся лопастей, которые дорисовывали в графике, а при помощи тросов и крана. Машину же закрепили на фрагменте утеса, украсив задний план хромакеем. Впоследствии эпизод сильно доработали средствами графики, заменив задний план и пририсовав лопасти и винт. Фильм стал неожиданным суперхитом, уже готовится продолжение.

ЭКИПАЖ (2016)

А вот и проект, ради которого мы начинали наш обзор. Картина Николая Лебедева является вольным ремейком одноименной картины Александра Митты. В фильме 1500 планов с визуальными эффектами различной сложности. Воздушные сцены – это компьютерная анимация. Зато взрывы и огонь на земле – пиротехнические эффекты. Кроме того, кинематографисты взорвали списанные, но настоящие Ан-24 и Ту-154. Всю графику сделала команда студии CG Factory, участвовавшая ранее в работе над картиной ОН – ДРАКОН. Несмотря на сжатые сроки и гигантский объем работы, связанный с дорисовкой фонов, объемными симуляциями и созданием полностью компьютерных воздушных сцен, трехмерщикам удалось выдержать качество. Помимо графики специалисты студии работали над конвертацией изображения в стереоформат. Подоробную статью о создании картины вы можете прочитать по этой ссылке .

катастрофы которые нас ожидают

какой фильм катастрофы смотреть

чем опасны техногенные катастрофы